четверг, 12 мая 2011 г.

Немного о Малевиче

Немного о Малевиче

Невозможно делать открытие каждый час, день и даже месяц. Только ребенок так познает и открывает, задавая "глупые вопросы". Матисс провозгласил: смотрите на мир глазами ребенка.
Малевич Казимир Северинович (1878, Киев — 1935, Ленинград) — художник-авангардист. Род в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 Малевич Казимир окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 — 1896 учился в рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск. Там он участвовал в созданном кружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебу в Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. Ранние работы художника близки к импрессионизму и фовизму. В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др. Во время путешествия в Париж Малевич попал под влияние кубического искусства Пабло Пикассо. Став членом группы "Алмазный нож", Малевич возглавил русское движение кубизма. В 1913 году Малевич создал первые картины в специфическом абстрактно-геометрическом стиле, который он назвал «Супрематизм». В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др. Во время путешествия в Париж Малевич попал под влияние кубического искусства Пабло Пикассо. Став членом группы "Алмазный нож", Малевич возглавил русское движение кубизма. В 1913 году Малевич создал первые картины в специфическом абстрактно-геометрическом стиле, который он назвал «Супрематизм».
Малевич отменил живопись в начале ХХ века. Но только к середине века Джакометти отменил скульптуру, сделав ее плоской. Черным квадратом Малевич закрывал всё, что было до него. "Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического искусства". Малевич преклонялся перед прогрессом. "Разве может понять человек, который ездит всегда в таратайке, переживания и впечатления едущего экспрессом или летящего в воздухе, великие изобретения: телефоны, телеграфы и дредноуты". Авто или самолет, скорость и расстояние — не перенесли человека к новым понятиям, к новому мышлению. Пролетев тысячу километров, человек остался тем же, что до отправления в путешествие. Не закрыл Малевич полностью прошлое искусство. Время шло, показав пристрастие художников, к традиционным формам. Да и сам Малевич вернулся к ним, не развив мысли вглубь. Через сто лет я не закрывая ничего, открываю в художественно-конструктивной форме модель устройства Вселенной (нельзя понимать данное утверждение буквально- это художественный образ) и одновременно создаю модель мышления человека, и нечто, что называлось у Канта "вещъ в себе". Смотрите! Так устроено наше мышление. Что мы познаем неясно, возможно нет его — предмета познания. Но, воздвигая многочисленные громоздкие мыслительные конструкции, мы пытаемся понять себя и мир окружающий нас. Это нечто совершенно по другой логике созданное. Вы будто бы в другой реальности. Иные условия и правила игры жизни и восприятия.
Так же мы взираем в пустоту, то есть туда, где ничего нет(а может ли быть это ничего?).Все относительно в этом мире, нет ни белого, ни абсолютно черного, есть только право утверждать или высказывать суждения. Но и оно оспоримо, и право и тем более суждения. Квадратов, какими их написал Малевич, в моей реальности нет, но есть возможность их восприятия, наводящая на парадоксальные размышления. Беспредметное становится еще беспредметнее, обретая свой прямой смысл — отсутствия всякого предмета изображения, тем самым утверждая — все есть иллюзия, закрепленная в стереотипах наших представлений.
В основе квадрата Малевича лежит некий фокус. Его может сделать всякий. Но Малевич первым показал квадрат как предмет изобразительного искусства. Тем самым полностью изменив смысл и содержание этой простой формы. Квадраты чертили до него миллионы раз. Только Малевич придал квадрату символический смысл. Видимо пришло время этому смыслу. В этой конструкции (в "агрегате"- Кант) ест нечто похожее. Сделать ее мог бы каждый, повторять этот агрегат бессмысленно. Идти в глубь, в развитие пока нет возможности. Почему квадрат и его производная — куб? Почему не круг или шестиугольник? Мы живем в прямоугольном мире. Для Малевича это была плоскость холста. Всё окружающее человека прямоугольно: дома, другие строения, мебель, деловые бумаги, картины и пр. и пр. Скорее всего это результат земного притяжения — так удобнее. Жили бы мы в невесомости, возможно, предпочли бы круг, шар. Как я пришел к "БИ- квадрату"? Это полет чистой мысли "интуитивного разума". Озарение, которое приходит вдруг — но на оплодотворенную почву. Я часто посещаю различные выставки, и, иногда , мне кажется, что не создано ни полного драматизма, ни высокой трагедии. А все лишь гламурные буржуйские картинки. Кривляния, глупые позы, стилизации. Что самоценно в изобразительном искусстве? Непосредственность переживания, покоряющая зрителя через цвет, ритм, фактуру- живописные формы. Я так хочу! То есть произвол стал символом "современного искусства". Я не против произвольной формы, я против отсутствия переживания, мысли, или хотя бы поворота мысли. Малевич исключал копирование природы, отдавал приоритет творческим силам и фантазии человека. Но человек черпает только из природы, ничего прямо противоположного он не изобрел. Разве полет в космос? Или "черный квадрат"? Именно это предложила Россия миру за последние сто лет. Квадрат Малевича иллюстрировал идею цельности, полноты формы и простоты. Пришло время осознать что-то более сложное и противоречивое. "Би- квадрат" — это бункер-агрегат, с функцией ничто или все. Это две зоны: абсолютно белая- свет, радость, рай, и абсолютно черная: смерть, мрак, ничто. Это квадраты белый и черный, а в абсолюте их отсутствие как квадратов черного и белого. А просто квадратный вычет из квадратного пространства. Я предложил вниманию общества нечто столь многозначное, что определить сразу невозможно. Смысл этой многозначной неопределенности именно в неопределенности, когда мысль ускользает и вступает интуиция. Да и не может быть большая форма — или глыба — определена однозначно- она всегда загадка. "Квадрат — живой царственный младенец!" — воскликнул Малевич. Младенец теперь такой баловник — он и белый и черный, он и есть и его нет!
Малевичу казалось, что он вырвался из плена, изобрел супрематизм. Но наш плен — эта планета Земля, это человек. Недалеко будущее и человек растворится во Вселенной! Ау, Человек. Он есть, но его нет.

Супрематизм с синим треугольником и черным треугольником (Стеделик музей (Городской музей современного искусства))

Немного о Малевиче

Красный квадрат

Немного о Малевиче

В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».
Ксана Бланк сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.

Черный крест

Немного о Малевиче

Черный круг (те, кто видел живьем, утверждают, что впечатляет гораздо больше, чем квадрат)

Немного о Малевиче

А вот и главный герой всех бесед о Малевиче
Черный квадрат (вариант, хранящийся в Русском музее, Санкт-Петербург)

Немного о Малевиче

Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.
Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».
Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом.
Второй "Черный квадрат" написан около 1923 г. при участии Казимира Малевича его ближайшими учениками — Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным — для триптиха, включавшего также "Чёрный Крест" и "Чёрный Круг".
История написания картины с «Квадратом»
Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:
"Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только"
Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.
Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне — картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи. Как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Рассказывают, что Малевич, написав "Черный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина — результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои — розовый, зеленый, по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом. Художник впоследствии много думал о черном квадрате, писал теоретические работы, связывал его с космическим сознанием. Малевич считал, что "Черный Квадрат" — это вершина всего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий