Античное искусство воспринималось современниками иначе, потому что выглядело по-иному.
Таким: молодым, свежим, ясноглазым выглядел для современников не только император Калигула, но и его мраморное изображение.
В древней Греции и Риме обычно красили статуи — и известковые, и мраморные.
Пигменты были минеральные, носитель органический. Он вероятно, обеспечивал адгезивные свойства такого красителя (связь с поверхностью, липкость, проще говоря). Но такая окраска со временем теряла устойчивость, потому что органика неизбежно разрушается бактериями. И оставшийся пигментный слой при колебаниях температуры осыпался, и потому древние статуи казались потомкам совсем неокрашенными. Конечно, со временем обратили внимание на следы пигментов, особенно, когда такие предметы обнаруживались при раскопках. И окраска античных статуй стала общим местом.
Но, даже когда об окраске статуй настойчиво напоминают специалисты, все же представить ее себе сложно. Человеку нужны визуальные впечатления.
Голова бюста Калигулы — оригиал, потерявший краски и восстановленная копия, совмещенные на одном рисунке
Восстановить первоначальную окраску по следам красителей, однако, можно (хотя и вопрос, насколько точно) и это делает исследовательская группа из Гарвардского университета, первоначально начавшую свою работу в музее Артура Саклера данного университета. Главный энтузиастом проекта был немецкий специалист профессор Винченц Бринкманн, разработавший методику работы.
Результаты ее были представлены на выставке "Gods In Colour: Painted Sculpture of Classical Antiquity", которая, начав свой путь в США, гостит в разных странах Европы.
Летом она была в Берлине в известном Пергамском музее. Там можно было видеть окрашенные античные скульптуры и барельефы. Конечно, исходные объекты не трогали, реконструкции (более 20) представлены окрашенными копиями.
Троянский лучник (Парис, вероятно) на западном фронтоне храма Афины Афайи на о. Эгина.
ок. 490-480 до н.э., мрамор, общая высота ок. 147 см
ок. 490-480 до н.э., мрамор, общая высота ок. 147 см
На фото с ультрафиолетовой подсветкой видна структура рисунка и его детали. Ультрафиолетовое освещение позволяет выявить и малые количества пигмента.
Лев из Лоутраки, Греция, около 550 г. до н.э., известняк, высота 53 см Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen
Так выглядела реконструированная окраска. Ярко синий и оранжевый были, по результатам исследования, цветами этого льва.
Могильная стела в Парамифии, ок.380-370 до н.э., мрамор, высота 92 см — реконструкция и изображение в ультрафиолете, которое позволяет выявить детали рисунка. Staatliche Antikensammlungen und Glyptothek, Munich. Как мы видим, даже погребальная стала была исполнена в веселых тонах.
Голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. И тут ультрафиолетовое освещение выявляет тонкую струкуру.
Пеплос Коры и его тонкие детали, 530 B.C.; мрамор, высота117 см; Akropolis Museum, Athens
В общем-то, приятно видеть результат интересной и важной работы. Только есть некоторое сомнение в деталях.
В общем-то, приятно видеть результат интересной и важной работы. Только есть некоторое сомнение в деталях.
С искусством мозаик или росписей на вазах такие изображения вступают в некоторый конфликт — не слишком ли аляповата такая окраска, не слишком ли лишена гармонии, так характерной для древних греков, если судить по другим образцам (еще есть глиптика, ювелирные изделия)?
Тонкость тут вот в чем. Реставраторы использовали, как я понимаю, один оттенок красителя и самый яркий. Но яркость зависит как от количества пигмента, так и от добавок, модифицирующих оттенки цвета. Можно предположить, что все же исходные изображения были в большей цветовой гармонии.
Но это вопрос для дальнейшей работы, наверное.
Но это вопрос для дальнейшей работы, наверное.
Цветная реконструкция саркофага Александра Македонского, ), около 320 г. до н.э.
marble, height of friezes 58 cm; Istanbul, Archaeological Museum
marble, height of friezes 58 cm; Istanbul, Archaeological Museum
этот чувак поэож на тома двана
ОтветитьУдалить